a_vorontsov (a_vorontsov) wrote,
a_vorontsov
a_vorontsov

Театр экспериментальный или экскрементальный?

Театр экспериментальный или экскрементальный?
Не стоит искать «Черный квадрат» в темной комнате...

 «Экспериментальная сцена, результат не обещаем...»

Сказки для деток.

А ведь взрослые люди.

Мне кажется, надо быть более честными со зрителем.

Я уже писал о том, что масса субъективных причин мешает театру "Черный квадрат" нормально функционировать в двух ипостасях. Отсутствие репетиционной базы, профессионального (в прошлом, не знаю, как сейчас) менеджмента, нормального светового и звукового оборудования, короче, многого того, что должен иметь ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ театр.

 Но ЧК имеет огромную актерскую базу, я считаю, очень высокого класса – по сравнению даже с некоторыми театральными звездами Украины и зарубежья. Но высокого класса - не значит, что рядом нет более высокого. Например, в театре ДАХ, в котором когда-то часть актеров вышла из "Черного квадрата", сегодня имеются актеры – я не побоюсь этого слова – высочайшего класса. При этом база в Дахе гораздо лучше – во всех смыслах.

Но я не хотел бы сравнивать базы, деньги, режиссуру – я об актерах.

 

Так вот, там актерский тренаж – постоянный!

Иногда даже дрессура – в чем-то.

Этого я не видел много лет в театре "Черный квадрат", там скорее "старички" выходят порезвиться среди молодняка на занятиях. Так футболисты высшей лиги выходят на площадку, где разминается сборная школы №21 Подольского района. И играют с подростками лениво. Мол, вот какие мы орлы, как мы круто ножкой за ножку заплели. Пример, конечно, важен, но как часто я вижу, когда во время импровизаций новички буквально забиваются под лавку. И так же часто я вижу, как человека, который всеми фибрами души НЕ ХОЧЕТ выходить на импровизацию, выпихивают туда. Так откуда взяться той легкости, которая уже в крови у того же Курилки?

 Да, я человек, искушенный в системе "Черного квадрата", я, как никто, знаю полюсы и минусы и этой системы, и сакраментального положения, в котором находится театр-студия "Черный квадрат".

Я не раз пытался помочь театру, как мог и как умел, не всегда моя помощь принималась, чаще всего я получал (и получаю) плевки и гадости в спину.

Но я переживу, потому что умные люди одумаются и поймут, а на мнение дураков мне, собственно, наплевать.

 Поймите же – мне совершенно незачем смотреть нескончаемые этюды ЧК, большинство из которых я видел-перевидел в разных вариациях. Да, я согласен, что Слава Глушко гениальный актер и гениально играет паузы, не играя ничего.

Но я знаю, что, к примеру, Дима Басий никогда не позволит себе халтурить, играть вполножки ис ленцой. Он может ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ с текстом, со зрителем, с партнером, с материалом, но никогда – с качеством.

 И еще – есть импровизация, а есть отсебятина. Поймите разницу, не налетайте на стену с разбегу, как это часто делают не очень умные люди, оцените глубину вопроса и высоту подъема к нему, вооружитесь лестницей знаний и веревкой терпения, о мои нетерпеливые термиты возмездия, а потом уже начинайте длинный путь своих упреков, кои не закончатся никогда, как никогда не закончится этот мир.

 Импровизация базируется не только на голой технике события-оценки-пристройки и все системе Анатолия Неелова, а так же учениях Станиславского, Арто, Чехова и Ницше, но и на каждодневной неустанной работе актера над собой, над своей Личностью, над своим внутренним миром. Но лично мне неинтересно смотреть на внутренний мир заснувшего пять лет назад даже пускай очень талантливого актера. Я думаю, это чувствуют и зрители. Я понимаю - малая сцена, проходные этюды, которые переиграл 300 раз, есть задачи поважнее - например, осчастливить когда-нибудь весь этот мир, я сам об этом думаю, работаю над этим. Но так велик соблазн клонировать Тони МакГрегора в разных вариациях, что задача подарить зрителям новый шедевр не возникает. "Потому что Дикобразу – Дикобразово". Вспомните фильм Тарковского "Сталкер" – цитата оттуда.

Понимаете, о чем я?

 Может, я максималист, может воин парадокса, может просто идиот - именно про идиота писал Достоевский, а потом – и Клим в "Дахе", этого "Идиота" в исполнении Димы Ярошенко я смотрел три раза и все три раза был в полном восторге от глубины образа.

Так вот, СУДИТЬ может каждый – это его право, в конце-концов, как Личности.

Но ОСУЖДАТЬ не дано никому.

Даже судье.

Я СУЖУ, но не ОСУЖДАЮ.

Да, я может, слишком строг.

Но любимый афоризм в "Черном квадрате" какой?

"То что не убивает меня – делает меня сильнее".

"Так сказал Заратустра".

И так сказал Неелов.

 Так почему же когда так пишу я, возникают такие гневные отповеди Чемберлену?

 Друзья, да играйте вы где угодно и как угодно – это ВАШЕ право.

А мое право – говорить об этом, писать об этом, давать этому имя и присваивать ранг. И в данном контексте я совершенно не зациклен на каком-то одном театре – если я вырываюсь куда-то, на концерт или спектакль, сужу об этом (не осуждаю, заметьте) со СВОЕЙ колокольни.

Ну, кто виноват, что с ВАШЕЙ колокольни не видать даже детскую песочницу, с которой некоторые так хотят сравнивать театр "Черный квадрат"? "А из нашего окна площадь Красная видна..." Иногда хочется добавить "а из вашего окна не видать вам ни рожна".

Но сдерживаюсь, потому что не виноваты люди, что у них резко съехавшая крыша немного закрывает обзор.

 Но я об этюдах.

И об экспериментальной сцене, раз уж начал.

Да – нет репетиционной базы, нет костюмов, нет возможности, работая где-то на одной работе, отдавать всего себя Вильяму нашему Шекспиру. И туалет закрывают, и стройку начали, и вообще выживают. Все это так, никто не спорит. Ведь и Комиссаржевская дневную смену у станка не стояла. Но есть одно огромное НО – какую миссию несет театр «Черный квадрат»? Какая его задача? Какие цели? Ведь даже бизнес-план начинают писать согласно постановке задач.

Точно так же и в рекламном бизнесе – ЧТО мы рекламируем. И как?

 Если цель – заработать денег, то одни средства используются. И тогда неважно, открыты или закрыты туалеты, есть или нет свет – можно завести в зал какого-то целителя и он накосит капусты очень быстро и минимальными средствами. Неелов так не делает, за это ему спасибо. Он пытается делать театр, причем, театр доступный и по средствам, и по восприятию. Однако если со средствами более-менее понятно, то восприятие балансирует на грани заигрывания со зрителем. А это – первый шаг к балагану. Потому что есть и уличные театры, и шоу разного толка – от КВН до "Камеди-клаб", однако нельзя размывать грани. Театр есть театр со всеми его законами, а мода есть мода и то, что позволено Бульдогу-Харламову не позволено Курилко-Данелюку. И нечего на всяких комедиантов равняться. Когда-то Костя Райкин рассказал, что на одном из концертов жарким летом в Ялте еле смог взять внимание зрителей на себя, оторвав их о созерцания бегающего и резвящегося в зале ребенка. Через минуту зрители были безвозвратно потеряны, потому что ребенок… пописал на сцену. Райкин признался, что переиграть ребенка смог бы только в том случае, если бы сделал то же самое.

Понимаете мой намек?

Не стоит писать на сцену!

Ну, я фигурально выражаюсь!

Вернемся к театру. Есть театр-студия, вроде идет развитие и надо где-то оттачивать мастерство, желательно, на зрителе. Назвали сцену на бульваре Шевченко экспериментальной – ок. Бомбовые проекты показываем за нормальную стоимость в арендованном Доме художников – договорились. Однако эксперимента на экспериментальной сцене, пардон, нету. Есть выгулка молодняка или этюды, расширенные до размеров спектакля. Или просто шоу-программа. Или еще что-то. То есть, если эксперимент ведется с ФОРМОЙ – то сие не эксперимент, а сшивание из лоскутков Тришкиного кафтана. Я видел этот процесс много раз и не думаю, что многое изменилось. Кроме того, многое в сакральном, даже, сакраментальном пути ЧК замешано на личностях, а особенно – на личности А.Н.Неелова. И речь не в личностях и не в Личности, а в гибкости или негибкости МЕЖЛИЧНОСТНЫХ отношений. Потому что даже террариум единомышленников может выдавать более качественный продукт, нежели то, что выдается пуска при ужасающих внешних факторах. И Неелов это прекрасно понимает, однако выхода не видит.

Но насколько я понимаю, ему крайне тяжело быть одновременно режиссером, менеджером, художественным руководителем театра.

А он еще и актер!

По-моему, даже две ипостаси – а ведь на нем еще и лекции-тренинги – способны угробить любого человека, даже Скорпиона по гороскопу. Но, отдаваясь всем своим ипостасям не сполна, любой человек рано или поздно осуществляет профанацию своей деятельности. То есть, делая все по чуть-чуть, можно не сделать ничего.

Не берусь судить о качестве сделанного – я о конкретном процессе на бульваре Шевченко. То есть, очень бы хотелось увидеть не только саморекламу в виде «тонко-шедеврального зрелища», но и умный чуткий спектакль. Не надо лично мне ничего супер-пупер – я четыре раза смотрел «Дредноуты» в исполнении Евгения Волошенюка и четыре раза плакал. Я дважды смотрел спектакль «Ножницы» в исполнении Алины Туник и оба раза морщился.

О вкусах не спорят?

Возможно.

Но история расчленения любимого ножницами и предыстория этого поступка меня как-то не интересует и не трогает.

Такой героине лично я не сопереживаю.

Оттого, наверное, что у меня несколько иная мораль.

 Но давайте финалить.

Итак, есть театральная сцена, на которой проходят два раза или один раз в неделю некие представления. Я не хочу вдаваться в детали и присваивать ранг происходящему, ибо диспут на тему «что такое спектакль?» мне лично неинтересен.

Но вот когда-то мой тренер сказал фразу «Каратэ – это кастрированное ушу» и я запомнил ее на всю жизнь.

Не дай бог увидеть кастрированный театр…

Вернемся к театру «Черный квадрат». Сам по себе он уже экспериментальный, ибо оживил театр классический методом импровизации. Но очень часто импровизация становится палочкой-выручалочкой. Идет отсебятина, заменяющая развитие Личности. И поэтому нескончаемые клоны одних и тех же образов с одними и теми же мыслями рано или поздно придет к своему логическому завершению: одни актеры ринуться зарабатывать съемками в рекламе, корпоративами и так далее, другие основательно займутся личной жизнью и первой работой, третьи будут уповать на кассовые спектакли в ДХ, иногда прохлаждаясь на экспериментальной сцене.

И только некоторые будут пытаться найти себя на сцене бульвара Шевченко то ли в эксперименте локальном, внутреннем, то ли в рамках предлагаемых обстоятельств – «плотов», «чистого раунда», «мафии». И, конечно, этюдов, которые, как я утверждал ранее, скорее являются учебным материалом.

А вместе с этим процессом будут расти или угасать студийцы, которые вольны брать или не брать пример с того, что они, собственно, видят рядом с собой.

 Таким образом, все сводится к тому, что можно как угодно ругать молнию или грозу, однако ничего в природе не исправишь.

Я люблю театр «Черный квадрат», однако в лучших традициях социума понимаю, что все мы причиняем боль в первую очередь самым близким людям.

«Я хирург, я делаю людям больно, чтобы потом им жилось хорошо…»

Так бывает…

И еще.

Не спешите делать что-то против ветра.

Вполне возможно, что через минуту он стихнет.

Искренне ваш Святой Йорген

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments