a_vorontsov (a_vorontsov) wrote,
a_vorontsov
a_vorontsov

Авторская песня - чужой среди своих?

Мой девиз, вернее, мое жизненное кредо – "свой среди чужих, чужой среди своих". Так было в спорте: хоть я и окончил институт физкультуры, став кандидатом в мастера спорта СССР по скалолазанию, попутно получив кучу спортивных разрядов от третьего до первого в нескольких видах спорта, но своим в мире спорта я так и не стал.

Так было в театре – хоть и поставил я три спектакля и написал восемь пьес, которые потихоньку ставлю – а все равно остался чужим среди своих. 

И наоборот – я был своим среди чужих в музыке: создал группу, написал более 200 песен, стал лауреатом и дипломантом нескольких фестивалей… А вот все равно чувствовал, что предлагаемое мне развитие музыки и, в частности, рок-музыки в Украине мне неинтересно: ну что это такое – за копейки "чесать" в клубах, колесить по городам, порой играя перед столиками жрущих и пьющих морд. Которым по барабану твои песни и твоя высокая поэзия – лишь бы барабаны погромче стучали да гитара ревела, чтобы "поколбаситься" перед сценой.

А если группа акустическая, так все равно главное – ритм!

А слова – до одного места…

Главное – драйв! 

Свой среди чужих

В авторской песне я тоже оказался своим среди чужих.

 

То есть, несмотря на то, что сам я автор – пишу и исполняю свои песни, несмотря на то, что в песнях у меня не два притопа, три прихлопа, а интересные гармонии и достаточно серьезные стихи – все равно "мои песни" многими "аксакалами" КСП (я подчеркну эту аббревиатуру "КСП") не принимались. Ну, прямо, на клеточном уровне. Все нутро их, видимо, всегда вопило – НЕ НАШ! И я никогда не мог им сказать "мы с вами – одной крови!" Максимум, что мне удавалось им сказать при помощи своих песен – так это "Слышите ли вы меня, Бандар-Логи?" И они, наверное, порой все-таки попав под влияние  этих песен, давали мне и моей группе "Джонатан Свифт" звания лауреатов фестивалей АВТОРСКОЙ песни: это был и днепропетровский "Вагант", и киевская "Вертикаль", и Всеукраинские фестивали АП в Песчаном и Сумах.

Но все равно я, выступая на этих фестивалях скорее КСП – клубов самодеятельной, а не АВТОРСКОЙ песни – продолжал высказывать свою точку зрения на песню авторскую. Потому что тогда еще душа за нее болела, и я не понимал – почему эти люди, на словах как бы болевшие за авторскую песню, нещадно ее гробят?

 Теперь я стал мудрее: душа уже не болит и мне по барабану, как у нас развивается и КСП, и авторская песня, и украинский шоу-бизнес с его идиотскими законами. Я просто пишу песни, записываю их и выкладываю в интернет.

Кому надо – тот найдет и послушает, а не надо – значит, будем считать, что я просто занимаюсь сублимацией. Может быть, лет через 10 они станут востребованными. Саша Башлачев при жизни не был так популярен, как после смерти… Правда, лично я не тороплюсь – не дождетесь.

Но сегодня, выступая на фестивалях авторской песни, но уже без ансамбля "Джонатан Свифт, который давно превратился в "Праздник святого Йоргена" я наконец-то понял сущность этого явления, называемым "украинской авторской песней. Нет, я и раньше все понимал, но именно сейчас, став старше, наконец-то дотумкал – что же такое "авторская песня", как явление, как движение, как организация. И все-таки пишу об этом своем открытии. Ну, как-то уж само собой вылилось…

 То, чего нет!

 Один раз я нашел в Интернете удивительно точное определение "авторской песни":

"Основой жанра считаю интонацию. «Авторская песня» – плохое название, хотя и другие не лучше. Исполнительская составляющая равна авторской. Не было мурашек, когда слушал – значит, нечего было и слушать. Не захватывает волной, когда поёшь – значит не стоит сегодня петь. Сохранение на бумаге нот и слов – бесполезное дело. Тогда и всякую музыку читайте пожалуйста в партитурах. Купите ноты и читайте. Нет. Только живьём или в аудиозаписи. Суть жанра - музыкальное интонирование русской поэтической речи. Здесь поочерёдным вычёркиванием каждого слова, или его заменой, можно получить определения смежных жанров. По отдельности все компоненты где-нибудь да сильнее. Только все пять вместе указывают на поэтическую песню… "
Написанное определение Л.Альтшулером – http://alural.narod.ru/doc/Alt_pred.doc

Сразу оговорюсь: авторская песня – это только такой фетиш. Ибо ее на самом деле нет! Вернее, нет такого понятия, ибо словосочетание "авторская песня" каждый трактует по-своему. Но именно идеологи и организаторы КСП, поскольку сами себя возвели в ранг служителей культа (АП они давно возвели в ранг культа), то и берут на себя смелость решать за авторов, что же такое они, авторы, сочиняют.

Ну да – а вы разве не знали? "Авторская песня" – это такая религия, в нее надо верить и горе тому, кто посмеет усомниться в ее святости, нужности, современности.

И еще – апологеты этой так называемой авторской песни не терпят критики – никакой, ни деструктивной, ни конструктивной! У них есть только их, а значит, единственно правильная точка зрения, а все, кто не с ними – против них!

 Кто еще так думал? Правильно – Святая Инквизиция. Поэтому не удивлюсь, если в ответ на мою статью меня тут же начнут распинать. Но я уже столько раз был подвержен Геенне Огненной, что плевать хотел на плевки мне в спину. Потому что в лицо мне никто еще гадости не говорил. А я говорил, говорю, и буду говорить все, что считаю нужным, в лицо и куда угодно – хоть в задницу буду кричать для того, чтобы достучаться до мозгов некоторых товарищей, которые именно в заднице и находятся. При этом – ничего личного, просто тупость этих людей иногда поражает.

И еще одна странность – в общении многие "мэтры" КСП, те же Александр Король, Игорь  Жук, Дмитрий Долгов и другие – милые, приятные, умные люди. И другие "аксакалы" авторской песни впечатления глупых людей не производят – они вроде все хорошо разбираются, где фальшь, а где искренность. И отличают ноту "до" от ноты "рэ", различают консонанс и диссонанс. Но почему же тогда на фестивалях АП такое убожество идей, такое ничтожное количество открытий? Почему так мало ярких личностей, не клонирующих Никитиных или Суханова, Клячкина или Берковского, Камбурову или Долину. Почему гениальная поэтесса Елена Казанцева не повторилась в авторской песне?  Может, потому, что она – вне стиля? Зато клонов Новеллы Матвеевой и Ады Якушевой – на каждом шагу.

Впрочем, может я не прав, и просто не в теме? Может, открытий гораздо больше? Может быть… Только их видят только избранные…

Но вот спустя 10 лет в Сумах на фестивале "Булат" кого я слышу? Да все те же фамилии, все те же песни… Впрочем, я не могу сказать, что жюри что-то там неправильно судило – я, скорее всего, отметил бы тех же авторов и исполнителей, даже американцу Джошуа Ланцу из далекого Сиэтла тоже дал бы лауреатство, хотя он и выступал вне конкурса – так эмоционально он пел, хоть и на английском. Он честно разорвал зал, учиться всем надо!

Вот только снова в финале одни и те же: Скорук Александра (Киев), Нежевец Алексей (Минск), Соболева Наталья-Птаха (Днепродзержинск), Артёменко Ольга (Киев), ансамбль "Альма-Матер" (Днепропетровск)… Нет, та же Саша Скорук – она, как и Вадим Народицкий из клуба "Вертикаль" – молодая смена, но как их все-таки мало…

И особой конкуренции не было…

Я был приятно удивлен, услышав песню Саши Больменко, с которой он как раз 10 лет назад стал лауреатом в Сумах, в исполнении Ольги Артеменко. На ее диске, кстати, эта песням исполнена намного хуже…  Вживую Оля пела ее просто божественно. Правда, я не понял, что сама Оля делает среди конкурсантов – она ведь прекрасный исполнитель, давно сложившийся и дающий концерты по всей Украине. Как, кстати, и Коля Ютушуй, который просто в АП себе, наверное, плешь проел. А где молодые дарования? Почему в который раз я, присутствуя на ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ мастерских, где культивируется самая что ни на есть КСПесня, я слышал исполнение песен Б.Г., Чижа, Сургановой, групп "Кому вниз?", "ДДТ" и т.д.? Почему молодые ребята, которых не позвали на "Чайхану" – там и так полно желающих попеть свои и чужие песни – сидели на природе и вовсю орали вовсе не классику авторской песни? Не про "лыжи у печки стоят"? Почему они все время предпочитают не ставить к печке, а навострить лыжи куда-то подальше от авторской песни?

 Лучше гор могут быть только песни?

 С 1982 года я 8 лет занимался альпинизмом, неоднократно бывал в горах, покорял вершины, знаю, что такое "здесь вам не равнина, здесь климат иной"… И вот как раз в альплагерях наслушался и Визбора, и Окуджаву, и Дольского, и… в общем, нет смысла перечислять классиков, ибо им нет числа, имя им – легион. Но 90% их писали ТОГДА, в 60-е- 80-е, и их ТОГДАШНИЕ песни стали золотым фондом КСПшной песни. Я вынужден четко поставить штамп – КСПшная песня, ибо сегодняшняя, современная авторская песня, претерпев влияние и рок-н-ролла, и блюза, и даже регги стала совершенно другой. Сначала, конечно, направление показал Александр Дольский, который своим джазом и босса-новой доказал, что бард может быть гитаристом-виртуозом… А потом пошло-поехало…

Но кто СЕГОДНЯ из непосвященных сможет напеть хоть одну песню Дольского? Или наиграть Митяева? Повторяю – из непосвященных, то есть – из народа? Да почти никто! А вот Высоцкого знает каждый второй, уверен. Да и Визбора, наверное, про "солнышко лесное" вспомнят многие – не только шестидесятники. Потому что классика, потому что ТОГДА это было на слуху. А теперь вопрос – а многие из непосвященных сегодня знают, кто такой Володя Завгородний? Или Александр Больменко? А ведь это – те люди, которые громко заявили о себе в авторской песне примерно десять лет назад. И за десять лет их узнали только в узком кругу "посвященных", тех, кто в теме. Широкой известности эти замечательные авторы не получили. А кто знает Шухрада Хусаинова? Кто слышал его песни? И, наоборот, Тимур Шаов – весьма "раскрученный" автор-исполнитель. И он уже – вне движения. А те, кто в движении – широкой популярности так и не обрели. И это – факт. Причем, сегодня есть интернет, можно в мгновение ока распиарить себя – было бы что пиарить. А кто у нас в фаворитах на "ютубе"? Пошарьте по Интернету – и сами все увидите…

Да что там – даже группа "Пятница" – дуэт гитариста и вокалиста – за пару месяцев стала культовой, их альбомы продавались на каждом углу, а песни "Солдат", "Половина меня", "Немає куль" поют до сих пор, хотя группы уже давно нет.

 "Каждый пишет, как он дышит…"

 Но к этому факту я еще вернусь, а пока продолжу структурировать авторскую песню.

Итак, в юности, слава Богу, я познакомился с интересным пластом культуры – самодеятельной песней. Но тогда я сам уже писал стихи, и на это меня сподвигли вовсе не Окуджава или Высоцкий, а Блок, Бальмонт, ранний Маяковский, в общем – поэты Серебряного века. А потом и Пушкин, Лермонтов, Тарковский, Ахмадуллина… А вот учиться играть на гитаре я стал под влиянием "Крематория", Кинчева, Гребенщикова, "АукцЫона"… И потом фолк меня накрыл – "Кукуруза", "Мельница", "Калинов Мост", не говоря уже про "Джетро Талл"… Авторская песня, дав мне какой-то багаж, никаких особых струн в душе не задела… Хотя знаменитую "Зеленую карету" слушал раз сто – не меньше. И пел раз двести.

 Почему, пребывая, так сказать, в самом центре, в гнездышке альпинистов-туристов-романтиков я не стал типичным бардом? Кто знает… Наверное, я был не только романтиком, но и прагматиком, поэтому очень рано научился отсекать фальшь – когда дяде уже за 40, а у него все ветер в голове и он все спешит "за туманом и за запахом тайги"… А вот творчество Шухрада Хусаинова, хотя он как раз и был вот такой бродяга, как-то на душу легло. И я долго-долго крутил у себя его старенькую кассету про "кусок хрусталя, в серединке которого вместо комарика грусть". Парадокс?

Но вернемся к анализу. Так вот, "авторская песня" – понятие очень абстрактное. Нет критериев, по которым можно очень четко разделить все песни на авторские и не авторские, ибо сам термин совершенно некорректен. И сегодня каждый ваяет этот термин по-своему. В моем понимании сегодня есть КСП – клуб самодеятельной песни. То есть организация, куда собираются непрофессиональные – не учившиеся этому профессионально – композиторы-певцы-гитаристы, которые сочиняют свои песни вне каких-либо  творческих Союзов композиторов или писателей, и сами же их исполняют, не являясь артистами эстрады или какой-либо филармонии.

 Далее, в эти клубы приходят не только творцы, но и просто исполнители чужих песен – вот этих самых самодеятельных авторов. Зачастую исполнители уже имеют музыкальное образование, чаще всего по классу гитары, хотя могут иметь диплом дирижера или, скажем, пианиста. Между прочим, в последние лет 20 КСП-шные стандарты допустили исполнение песен на фортепиано и даже на аккордеоне, не говоря уже про балалайки, мандолины или банджо. Впрочем, на моей памяти, профессионально на банджо играли только ребята из ансамбля "Кукуруза", остальные понятия не имея, что это за дивный инструмент, лупили по нему, как по гитаре, даже без медиатора. А ведь там совершенно другая техника и постановка пальцев…

 Итак, мы определились с тем, что такое КСП. Я настаивал бы на термине "самодеятельная песня" и "самодеятельность", ибо это понятие имеет хоть какие-то критерии и рамки.

 Барды и менестрели

 Что же такое "авторская песня"? Ее представители и в России, и в Украине так и не дали четкий ответ на этот вопрос, не очертили рамки, не сформулировали критерии оценки. В КСП-шном движении  принято считать, что авторская песня – это песня, которая написана и исполняется одним и тем же человеком. Но для исполнителей АП ввели понятие бардовская песня и бардовское движение, которое отсылает нас к Средневековью. Короче, барды – это такие поэты, которые к своим же стихам (или чужим, написанным в том же ключе) сочиняют музыку. Причем, эта музыка – не опера, не симфония, ведь барды не имеют композиторского образования, это – стандартные размеры вальса три четверти, или полька две четверти, а то и просто частушки. Моцарт для ум-ца-ца не нужен.

Нет, потом, конечно, появились и митяевские блюзы, и розембаумовская рысь, и босса-нова Дольского и много чего еще. Но для начала это были серенады-баллады, арпеджио в первых трех позициях  в ми-минорной  или до-мажорной гамме. Короче, арсенал бардов был поначалу весьма скуден. Ну, что с них взять – самодеятельность! Сатриани в этой теме играть неинтересно.

Итак, примитивная музыкальная гармония, слабенькое вокальное сопровождение, но часто для интересной поэзии. Впрочем, не всегда поэзия была интересной, было много и откровенной однодневности. Только не надо грузить примерами – да, были и есть у бардовской песни сильные вокалисты, да – были и есть сильные гитаристы, композиторы и поэты. Но! В целом на 80% бардовская песня проста и односложна. И я попытаюсь кратенько пройтись по составляющей бардовской песни.

 "Узок круг их мысли…"

ВСЕ апологеты КСП признают, что в основе авторской-бардовской-КСП-шной песни должны быть интересные стихи. Или – как вариант – смешные стихи, эдакие курьезы. Или "каждый пишет, как он дышит" или "амерыканськый джаз шуби-даба-ду". Или шуточные песни "Ивасей", или лирика Окуджавы и Кукина. Ну, как компромисс, бытовые зарисовки о палатках, сплавах, горах, кострах. Короче – рррромантика.

Сложную поэзию сложно встретить в бардовской песне, ибо размер две или три четверти, как правило, не всегда дружит с каким-либо гексаметром. То есть, Бродского втиснуть в рамки трех аккордов не так-то просто. Но и не нужно – Бродский и без музыкального сопровождения звучит неплохо. Поэтому сильные поэты не так часто удосуживаются создания шлягера, сваренного из их стихов. Чемпионом здесь, наверное, стал Есенин – и "Клен…", и "Озорной гуляка", и "Забава" и много чего еще…

Причем, не только барды оприходовали великого русского поэта.

Нет, я не говорю, что в бардовской песне сплошь плохие стихи. Нет! Там огромное количество интересных авторов, прекрасных песен. Вот только дальше узкого круга "почитателей и ценителей" это УЖЕ не доходит. Несмотря на интернет, лазерные диски и век коммуникаций и социальных сетей.

Почему?

Я только теперь понял – почему. А потому, что сплошь и рядом те, кто выходил на более широкую дорогу, на новый виток, успешно конкурируя с поп- и рок-культурой, отчасти сращиваясь с ней, становились уже ВНЕ движения и ВНЕ организаций КСП. Тот же Митяев может организовывать себе концерты и не в формате авторской песни, и не пользуясь услугами КСП. Сергей Трофимов никогда не причислял себя к бардам, наоборот, его больше почитают любители шансона и даже блатной романтики. И, тем не менее, он был почетным гостем Грушинского фестиваля. Александр Дольский навыпускал пластинок еще в эпоху СССР и не был обделен концертами, а Сергей и Татьяна Никитины концертируют и сегодня. Правда, кроме АП они написали массу песен к художественным и мультипликационным фильмам, а по количеству детских песен вообще, наверное, переплюнули даже Владимира Шаинского.

Это я к тому, что субкультура никогда не может быть выше культуры в целом.

А КСП – это субкультура.

Впрочем, рок – тоже субкультура, но которая все же стала массовой культурой и частью культуры в целом. Американское "кантри" тоже на общемировом уровне представлено слабо, на моей памяти, вершин хит-парадов достигла разве что группа Red Nex, да и то путем сплава кантри и электроники. Но все же кантри в Америке в целом очень популярная музыка. А вот тот же блюз влился в мировую музыку и распространен повсеместно. То есть, песни американских ковбоев миру не пришлись по душе, а песни американских негров-рабов – очень даже! Парадокс?  Авторская песня массовой даже в СССР не стала. И не только в силу того, что бард – он или глашатай-бунтарь, или ведет почти интимный разговор со слушателем. А орать о любви на всю площадь – это признак дурного вкуса или алкогольного опьянения у барда. Скорее, в силу того, что, находясь на стыке музыки и поэзии, ни в том, ни в другом виде искусства не внесла что-то принципиально новое, не поднялась на новую ступень. Серьезная поэзия прекрасно обходилась и обходится без музыкального сопровождения на трех аккордах, а музыка, сложнее нежели "Капли датского короля" и интереснее, нежели самое виртуозное сопровождение какой-либо песни самодеятельного автора, прекрасно выполняет свои функции, как мелодические, так и симфонические.

То есть, петь "Под музыку Вивальди" и под музыку Вивальди – разная задача.

Есть еще причина того, что АП ушла в еще большее подполье, нежели в эпоху советской власти. Тогда барды были такими предвестниками свободомыслия, островками свободы на кухнях, а сегодня при наличии всех коммуникаций догматичность и зашоренность ОРГАНИЗАТОРОВ и ЛИДЕРОВ движения КСП  привело к его загниванию. Ну не могут они на современном языке ничего такого нового сказать, чтобы глаголом таки зажечь сердца молодых. Или глагол не тот, или сердца, а скорее – и то, и другое.

Все просто – КТО сегодня в лидерах?

Да как раз те люди, которые либо не вышли на новый виток и не смогли вырасти до свободной конкуренции с тем же Гребенщиковым, Федоровым, Цоем, Васильевым, Сургановой, Шевчуком, Шахриным.

Те люди, которые не смогли придумать что-то кардинально новое, но продолжали ваять свои "нетленки", пережевывая все эти туманы-дороги-любови-разлуки на новый лад, как перелицовывая тришкин кафтан, отрывая рукава и перешивая их на спину.

И в этом – в общем-то, не их вина. Кто-то пишет, как дышит, а кто-то дышит, как пишет… Оттого и порой так хочется глотка свежего воздуха, которого нет из-за плотного колпака непонятных традиций…

А самое главное – начиная писать в 70-е годы при СССР, эти люди не почувствовали веяния времени, не поняли, что время уплотнилось и его динамика возросла, что и молодое поколение стало другим – пережив несколько морально-технических революций и всеобщую деградацию, девальвацию ценностей и потерю смысла, их вовсе не тянет косноязычным языком петь эти замшелые "милая моя – солнышко лесное", ибо сегодня это петь всерьез может только законченный идиот с романтическим бредом в мозгах (идиот – это по Достоевскому, ни каких оскорблений)…

Это – наша история, это было когда-то, но тогда почему же мы не поем "На сопках Манчжурии" или "У самовара я и моя Маша"? Где песни Утесова? Где "Марш энтузиастов", где "Великий Сталин строгий дал приказ" черт побери?

Глас вопиющего…

Да поймите же вы, каждому времени – свои песни. Провтыкали аксакалы – Вашу нишу занял так называемый "русский рок". Не смогли осознать новое время и проблемы сформулировать новые – получите влияние панк-рока и нео-нацизма, наркотиков и разврата. Молодые и пустоголовые и близко не глянут в сторону человека с акустической гитарой у костра. А те, кто умеет думать, считают движение бардов эклектикой, заумью, инфантилизмом. Впрочем, во многом оно так и есть…

Сегодня в моде ницшианство – "падающего подтолкни", а не "возьмемся за руки, друзья". Оттого и рок-музыка, как более жесткая и честная, которая не размазывает сопли по гитаре, овладела умами нового поколения. И большинство философских мэссэджэй КСП идет мимо кассы – в прямом и переносном смысле.

Джон Леннон однажды сказал, что есть только две темы у песен – мальчик бросил девочку, а девочка ушла от мальчика. Упрощение и примитивизм, но в целом – сколько авторов-бардов пишет именно о любви? Подавляющее большинство. Правда, еще Пришвины от авторской песни воспевают природу и свободу. Но слушать о том, как лирический герой в мокрых штанах спускался на байдарке по горной речке или лез по крутой тропе на какую-то кудыкину гору будет интересно только тем, кто там был – лез и спускался. А остальные слушатели предпочтут что-то более интересное.

"Каждый пишет, как он дышит…"

Это касается и авторов-исполнителей, которые чаще всего предлагают нудную жвачку из вторичного сырья уже выстраданных мелодий и чувств, рассуждений а-ля Вассисуалий Лоханкин, когда сидя у костра или у себя на кухне современный бард беспокоится о Судьбах Вселенной. Спокойно – Вселенная существует и нормально функционирует. А сочинять былины про козаків и орать песни о любви – это уже моветон. Не говоря уже про все эти бард-сплавы и "ну что вам рассказать про Сахалин?"

А ничего!

Расскажите мне про меня.
Про мои чувства.
Про то, как холодно в душе, если ты никому не нужен.
Если тебя не признает окружающий гребаный мир.
Если друг предал тебя, а любимая продала.
А "весь мир на меня идет войной"…

Или, наоборот, как надо бороться за этот мир, за любовь, против насилия и пошлости, тупости и цинизма. О том, как здоров, если тебя понимают и рядом любимый человек.
Вот примерно какие темы сегодня волнуют многих.

Да почитайте молодых поэтов, не тех, которые на фестивалях тусуются…
А вы – "как здорово, что все мы – здесь…"
"Каждый пишет, как он дышит…"
Я дышу спокойно.
Потому что если мои стихи и песни меня разрывают изнутри – я и спою, и прочту.
Не только на фестивале авторской песни.
Могу и квартирник организовать.
Но, хотя меня уже не волнует, куда и как катится авторская песня, все же не равнодушен.
Наверное, потому, что, покупая диск какого-либо исполнителя АП часто из-за одной, случайно услышанной песни, продираясь сквозь дебри философский слов положенных на ми-миинорную гармонию, я убеждаюсь, что на диске – одна песня. Или две. А все остальное – фон. И фон, к сожалению, продолжает забивать Музыку и Слово.

Поэтому я и слушаю Музыку где-то там, а Слово читаю где-то здесь.

И эти "там" и "здесь" – не в координатах современной бардовской песни…



 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments