a_vorontsov (a_vorontsov) wrote,
a_vorontsov
a_vorontsov

Театр мертв, а я - еще нет!

Попробую рассказать о сегодняшнем посещении театра им. Л.Украинки. Посещал я его по служебной надобности, представился журналистом (что есть правда) и что мне нужен Михаил Юрьевич Резникович для материала в газету (что не совсем правда). С Резниковичем я договаривался уже в третий раз и договориться с ним о встрече практически нереально – то ли он так сильно занят, то ли не хочет встречаться, то ли не умеет планировать свое время. Впрочем, возможно, все три причины имеют место быть.

Итак, театр для меня начался со служебного входа, где тетенька – не намного старше меня, но уже тетенька – грудью стала на страже спокойствия актеров-режиссеров. Ибо шла РЕПЕТИЦИЯ! Я попробовал робко заметить, что театральная кухня мне, как журналисту, знакома и даже наоборот, поможет написать живой материал.
Фигли!
Тетка позвонила какому-то страшному начальству и, естессно, ни-ни, низззя! Блин, я в театре 24 года, вырос на подмостках, 14 лет пишу и снимаю о театре, но такого неуважения к своей профессии не видел никогда и нигде!

Плюнул и пошел окольными путями – просто нагло зашел через центральный вход и пошел блуждать по театру.

Посетил репетицию какого-то спектакля, из знакомых мне актеров играл народный артист СССР (еще СССР!) Юрий Мажуга (знакомый знатокам, наверное, пофильму "Рожденная революцией" – старший лейтенант милиции Санько, если кто помнит).
Его партнер и две актрисы тоже были из "заслуженных" – судя по возрасту и технике игры. Смотрел я на их прогон (во всех смыслах) где-то час. Наслаждался слаженной работой команды – световиков, звуковиков, помреж четко работала, короче, техника – песня. Сценография – на уровне, реквизит – чудо! А спектакля – нет! Актеров – нет!
Вернее, как раз актеры – есть. Но персонажей нет, образов… Старые усталые актеры, наверное, еще советской школы играют по канонам классического театрального искусства – очень искусственно!

Причем, знаете – играли они хорошо. То есть, вот наслаждаешься голым профессионализмом – подача текста, звукоизвлечение, передвижения по сцене…
А не веришь ни единому слову – просто механическая подача роли. И режиссуры – ноль!
Вот один пример – работали два актера и две актрисы в разных концах сцены попарно – то две актрисы ведут беседу, то два актера. В жизни, когда актеры готовятся к спектаклю – именно про это была сцена – так не бывает: актеры бы галдели постоянно каждый о свеем. А тут – нет, когда начинали говорить актрисы, их партнеры внезапно замолкали и даже междометий не выдавали – молча мерили костюмы, поправляли – беззвучно практически – какие-то огрехи в них, общались, как глухонемые. Хотя за минуту до этого шел живой разговор, просто очень живой. И наоборот – трещавшие актрисы резко умолкали и углублялись в какие-то детали туалета, не обсуждая (!) их.
Как в такое можно поверить?
А ведь можно было, не создавая галдежь, оправдать или молчание, или "фонить" в рабочем режиме, не накрывая партнеров в другом углу сцены! Да десятки способов – режиссерских – есть, не создавая сумбур, играть сразу четверым на сцене!

Второй акт меня поразил еще больше – примитивные приемы типа актриса в наушниках так увлечена прослушиванием музыки, что не замечает ничего вокруг. В принципе, поскольку по роли она была больной шизофренией, в жизни такое может быть. Но актриса ТАК фальшиво это изображала…
Одним словом, мне стало ясно, почему на спектакли в Русскую драму не ходит народ…
Если все актеры ТАК играют – то это не театр.
Интересно, состоится ли у меня разговор с Резниковичем и КАКИЕ результаты он может дать? Я видел в коридорах много молодых артистов, у ни х горели глаза, неужели они тоже будут такими зомби театральными на сцене с мертвым текстом?

Кстати, о тексте.
Да, он важен, но КАК и с КАКИМ пафосом актеры произносили хорошо поставленными голосами банальные истины про типа искусство, которое "заставляет биться сердца"… бла-бла-бла…
У меня не то что сердце не забилось – уши вяли!
Такое прекрасное здание, такие богатые возможности – и такая, простите, халтура!
Впрочем, они уже старенькие, вряд ли их переучить можно…
И режиссер за пультом, которому под 70 – ну что ему еще надо?
Отбарабанить смену – и домой, к дивану доползти…
Выдать еще за смену пару болванок – и баиньки.
Кто-то придет, посмотрит, оценит игру…



Одним словом, мне стало грустно.
С одной стороны, существуют непрофессиональные, аматорские театры, которым как раз не хватает профессионализма: сценречь, режиссура, декорации, свет, звук.
Но есть огонь в глазах, сердцах, есть задор и желание!
С другой – есть профессиональные театры, у которых все это есть.
Но нет главного – нет театра. Нет веры. Нет актеров.
И самое главное – нет умения заставить зрителя поверить в то, что они все несут со сцены! Вернее, хочется воскликнуть: "Что они несут?"
И материал подбирают такой средний, что сериалы телевизионные – не все, но некоторые – просто образец высокой литературы!
А герой, которого играл Юрий Мажуга с английским именем говорил о ссеке. Старик с пузом, которому на вид под 80, вдруг говорит о сексе. М ведь можно было сделать из этого фарс – если бы играть по другому, если бы говорить об этом даже не с иронией – с острым сарказмом, с таким сальным вожделением. Тогда эта гипербола стреляла бы! Было бы и смешно и даже страшно! А артист говорил, как нормальный такой старик, который просто решил потрепаться о сексе, мол, как он когда-то мечтал…
Получилось противненько…
"Бойцы вспоминают минувшие дни…"

Надо будет сходить на другие спектакли, посмотреть на игру молодых – для сравнения.
И тогда станет ясно, что это – школа такая или просто старики устали и им пора на покой?
Конечно, прогон можно играть в полножки, но видно было, что на зрителя будет ну на 1-2 градуса теплее, не больше.
На большее они не способны, увы…



Фото из спектакля "Мыслёныши", автор  Татьяна Боярских.
Фотосессия спектакля "Мыслёныши", фотограф Дмитрий Ларин.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments